Ветеран трёх войн. Михаил Семенович Казанков.


Это ветеран трёх войн, Михаил Семенович Казанков.
Когда художник рисовал его, солдату исполнилось 90 лет.

Михаил Семенович участвовал в трех войнах:
Русско-Японской (1904-1905 гг.),
Первой мировой (1914-1918 гг.),
Второй мировой (1939 -1945 гг.).

Он всегда сражался храбро.
В Первую мировую награжден двумя Георгиевскими крестами.
За борьбу с германским нацизмом во время Великой Отечественной войны получил орден Красной Звезды и несколько медалей.

Закончил свою геройскую жизнь в доме-интернате для инвалидов.
Один из таких домов-интернатов, в которые в 1950 - 1954 гг. по всей стране свезли убогих и калек, был на острове Валаам.
Туда и поехал летом 1974 г. по совету своего бывшего педагога академика Кибрика художник Геннадий Добров:

"...если бы вам удалось проникнуть на остров Валаам, да нарисовать там инвалидов войны – вот это был бы шум и гром в общественном мнении, Эти бы рисунки прошли везде. Я там был, всё видел, но рисовать не мог, не моя это тема, я оптимист. А вам желаю успеха. Вперёд!"

Из писем художника Геннадия Доброва своей жене Людмиле с острова Валаам (июнь-июль 1974 г.):

"Вот где Русь несчастная! В чистом виде. Ангелы, а не люди, ни в ком, ни капли лжи, души нараспашку. Я уже двери закрываю на ключ в своей комнате изнутри. Приходят, рассказывают о себе. И наплачешься, и насмеёшься с ними. А песни какие поют! Я таких и не слыхал никогда, самые окопные какие-то, и откуда они их берут?"

"…Сейчас я рисую инвалида двух войн – финской и отечественной. Воевал в Карелии с финнами, был ранен, обморозил обе ноги, потом с немцами, всё время на передовой, в окопах. Без глаза, пуля прошла через оба глаза, весь изрешечен пулями и осколками. А жена его в это время, как он погибал на "Невской Дубровке", жила с финским офицером всю войну, а сейчас опять с этим инвалидом живёт. А он тут напился и говорит: "Ты бы простил?"… "

"Здесь русские Иваны да Марьи воевали-воевали, награды себе завоевали, а сохранить, как и следовало ожидать … не смогли. Кто пропил, кто на блёсны переделал свои ордена, у кого украли. Словом, ни у кого ничего нет."

" Я тут вожу на коляске больных в баню, мою им руки и спину, таскаю их, перетаскиваю, вожу на коляске, помогаю, чем могу, и ничем не брезгую. И кушаю с ними вместе. А тебя всё это пугает… Циничная компания тебе по душе, с кокетками на работе ты находишь общий язык, а с русскими людьми, со страдальцами, которые воевали из-за нас с тобой и которых война изуродовала – с ними ты брезгуешь встретиться, боишься свою нервную систему потревожить…"

"Кормят плохо. Мясо тухлое (суп я не ем). А на второе – каша, на завтрак и ужин – каша. Всё опротивело. Но работается тут удивительно легко и хорошо. Это – мой остров…"

"А теперь Юра Писарев (с Никольского) просит, чтобы я его свёз в Кемери (16 км от Сартавала) к больной сестре в психбольницу на 2 дня. И я не могу отказать, хотя может дирекция ещё не разрешит."

"Я вожу больных в баню и из бани, вообще, всем слуга. Все удивляются, что за человек, первый раз, говорят, такого видим. Художник, интеллигент, а такой простой. Один пьяный инвалид говорит мне: «Спасибо за внимание к людям». Все предлагают мне выпить 10 раз на день…, но я от всего отказываюсь… Ведь этот остров был святой…"

Впечатления от Валаама были столь сильными и яркими, что много лет спустя Геннадий описал их в очерке в газете "Московский художник" (от 8 мая 1989 г.)

7 лет создавал художник серию "Автографы войны". Он посетил около 20 домов-интернатов в разных регионах Советского Союза – от Крыма и Армении до Карелии и Сахалина. 36 больших листов составили остро психологическую галерею современников, героев и жертв военного лихолетья.

Судя по тому, что в такие места отправляли не всех поголовно безруких-безногих, а тех, кто побирался, просил милостыню и не имел жилья, герою, воевавшему на свой народ, власть СССР не смогла воздать должное в соответствии с принципами социалистической справедливости.
Их были сотни тысяч, потерявших семьи, жильё, никому не нужные, без денег, зато увешанные наградами.

При приёме в Союз Художников работы Геннадия Доброва получили высокую оценку профессионалов. Дмитрий Жилинский отметил небывалую силу воздействия портретов на зрителя. В 1974 году художник стал членом графической секции МОСХа.

Но потом началось непонятное. Как правило, работы принимались на выставки, печатались в списке каталога, но… не вывешивались. Отстаивать свою правоту на больших общих выставках художник не умел.

Но когда он попытался сделать свою персональную выставку, то получил категорический отказ и жёсткие обвинения в… наслаждении уродствами, в… извращённом сознании и в … бездушии.
Это надо было пережить.
На дворе стоял 1979 год.

Использованы материалы сайта Геннадия Доброва:
gennady-dobrov.ru

Художник Геннадий Добров.
"Старый воин". г. Бахчисарай. 1975 г.